Монофизитская ересь. Армянская церковь | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Монофизитская ересь. Армянская церковь |


Монофизитская ересь. Армянская церковь

Православное вероучение исповедует во Христе две совершенные и различные природы, человеческую и Божественную. При этом мы верим в единое Лицо Христа Спасителя, в Своей Ипостаси или Личности соединившее две природы. Под природой или сущностью подразумевается единое обобщающее и видообразующее начало. Под ипостасью или лицом – конкретный индивид, обладающий присущими только ему особыми чертами. Учение о Богочеловечестве Христа догматизировано соборно и считается непреложным для всех православных христиан.

Принятию догмата предшествовали годы ожесточенной богословской полемики, несторианское заблуждение, монофизитская ересь и церковная смута, итогом которой стал раскол, отделивший от Православия часть Древневосточных церквей. Давайте более подробно рассмотрим эти события.

В начале V века умы восточных богословов волновал вопрос полноты Божественной и человеческой природ Христа. Появилось учение архиепископа Константинопольского, Нестория, утверждавшего, что Дева Мария родила не Бога, а обычного человека, в которого в момент рождения вселился Бог. По Несторию выходило, что единство личности Спасителя было лишь видимым, внешним, на самом же деле во Христе отдельно обитали две личности, человеческая и Божественная. Эти личности были разделены между собой, Божество обитало в человеке, как в сосуде или храме.

Следствием заблуждения Нестория явилось отрицание Богочеловечества Христа, умаление Его спасительного подвига, ведь раз Божественного и человеческого единства не существовало, значит человеческая природа не получала дара обожения и спасения. В 431 году, III Вселенский Собор осудил учение Константинопольского архиепископа, как ересь.

Главным оппонентом Нестория выступал свят. Кирилл Александрийский. Он сформулировал учение об ипостасном единстве человеческой и Божественной природ Христа, об их взаимном общении и взаимном проникновении. К сожалению, в его учении присутствовала недостаточная точность терминологии, он не делал разграничения между понятиями «природа» и «ипостась». К тому же, он ввел выражение «единая природа Бога-Слова, воплощенная», впоследствии перетолкованное фанатиками-еретиками в контексте исключительности Божественной природы Спасителя.

В среде фанатичных последователей учения свят. Кирилла Александрийского позднее и зародилась монофизитская ересь. Стремясь оградить православный мир от крайностей богословия Нестория, монофизиты впали в крайность ему противоположную. Если несториане считали Христа человеком, умаляя Его Божественное достоинство, монофизиты, наоборот, учили о Божественности Спасителя, в ущерб Его человечеству. Монофизиты называли Спасителя человеком, но они не рассматривали человеческое начало самостоятельным и полноценным.

Несмотря на то, что III Вселенский Собор осудил Нестория, на Соборе не удалось, в полной мере, раскрыть учение о Лице Христа. Через 20 лет, IV Вселенским Собором была обличена монофизитская ересь, но опять не было дано четкого определения в понимании единой Ипостаси Спасителя, есть ли это единая Ипостась Бога Сына или это Ипостась, появившаяся посредством соединения двух ипостасей, человеческой и Божественной. Недосказанность формулировок дала повод монофизитам ошибочно интерпретировать орос IV Собора в несторианском стиле и объявить его еретическим.

В V веке монофизитская ересь стремительно распространялась, чему способствовали неудачные попытки богословов того времени объединить идею о единой Ипостаси Христа с идеей о полноте двух природ Спасителя. Полнота природы подразумевала и отдельную личность, этой природе присущую. Поэтому признание двух полноценных природ Христа означало, по мнению монофизитов, признание и двух личностей Спасителя, что грозило уклонением в несторианство. С православной же точки зрения, монофизитское умаление человеческой природы Христа, было отрицанием Его единосущия роду человеческому и обесценивало спасительный подвиг Богочеловека, а это уже вело к евтихианству, крайнему течению монофизитской ереси.

Решением проблемы полноты двух природ Спасителя, стало введение в VI веке новых богословских терминов. Посредством трудов великих богословов своего времени Иоанна Грамматика Кесарийского, Леонтия Византийского, Леонтия Иерусалимского появились такие понятия, как «воипостасное», или «воипостасная сущность (природа)». С помощью этих терминов удалось сформулировать учение о возможности существования сложных ипостасей, состоящих из нескольких природ. Каждая из них вовсе не должна обладать собственной ипостасью, а может проявлять себя в составе единого сложного лица. К примеру, ипостась человека состоит из двух природ, духовной и телесной, каждая из которых в отдельности не может существовать самобытно. Так и в Христе, человеческая ипостась существовала не как самостоятельная личность, а как воипостасное. «Мы говорим, что человечество Спасителя не существовало в своей собственной ипостаси, но с самого начала существует в ипостаси Логоса, поскольку «Он, восприняв (плоть) в собственную Ипостась, наделил ее лицом» (свят. Леонтий Иерсалимский). Человеческая ипостась получила свое Я, стала личностью в Лице Христа, Он жил и действовал через Божественную и через единосущную нам человеческую природу.

Увы, но уврачевать церковный раскол, вызванный ересью, удалось не сразу. Десятилетия Восточную и Западную церкви раздирала смута. Еретиков поддерживали некоторые императоры. Предпринимались попытки примирить православных и монофизитов компромиссным путем и силой. К сожалению, к вероучительному разногласию, со временем, прибавились политические мотивы. Окраины Византийской империи стремились отделиться от нее и стать самостоятельными, как территориально, так и религиозно, монофизитская ересь использовалась в качестве предлога для отделения.

Стоит сказать, что монофизитство состояло из нескольких течений, представители которых отличались, как крайне радикальными взглядами (евтихианство), так и умеренными (северианство). Евтихиане исповедовали два естества во Христе до Воплощения и одно единое после него. Севериане же признавали во Христе одну ипостась, состоящую из двух сторон, человеческой, единосущной нам и Божественной. Человеческую сторону они располагали в положении, подчиненном к Божеству. Со временем монофизитское движение раскололось на множество сект, заблуждения которых принимали совсем нелепые формы. Так аффартодокеты считали Тело Христа нетленным, а агноиты утверждали, что Христос мог не знать некоторых вещей, как этого не знают обычные люди.

Большинство этих религиозных течений, запутавшись в тонкостях своего вероучения, распалось еще в VI веке. Но некоторые из умеренных монофизитских направлений существуют и сейчас. К ним относятся, не признавшие решений IV Вселенского (Халкидонского) Собора и сохранившие апостольское преемство некоторые Древневосточные церкви. Мы называем их Ориентальной семьей Древнеправославных церквей. Это Армяно-Григорианская Апостольская церковь, Коптская Православная церковь, Сиро-Яковитская церковь и др.

В заключении, хочется немного подробнее коснуться вероучения близкой нам по духу Армяно-Григорианской Апостольской церкви. Армянская церковь, хоть и не признает деяний IV Халкидонского Вселенского Собора, но, в то же время, она не считает себя монофизитской, осуждая крайнее проявление монофизитства – евтихианство.

Основным отличием вероучения Армянской церкви от Православного является исповедание армянами одной общей и единой Богочеловеческой природы Христа и одной воли, в то время, как Православные, исповедуют две природы Спасителя, «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (Халкидонский орос) соединенные в Его Лице и две воли, Божественную и человеческую, не противоречащую Божеству, а находящуюся в гармонии с ним. Помимо вероучительных, между нами существуют и некоторые обрядовые расхождения. К примеру армяне крестятся слева направо, в то время как у нас принято осенять себя крестным знамением справа налево.

Несмотря на догматические заблуждения, будет неверно называть представителей Армянской церкви монофизитами. Монофизитство, это отрицание единосущия нам Христа по человечеству. Армянская церковь, так же, как и Православная, не сомневается в Богочеловечестве Христа, она признает Спасителя как истинным Богом, так и единосущным нам, полноценным человеком.

С V века мы не имеем евхаристического общения с Армянской церковью, то есть мы не можем причащаться с армянами из одной чаши. Армяне, желающие приступить к Православным Таинствам должны предварительно пройти специальный чин присоединения. Существует три вида чинопоследования присоединения, через Крещение, через Миропомазание и через Покаяние.

Присоединение армян осуществляется третьим чином, через Покаяние. Третий чин совершается над всеми представителями тех христианских течений, в среде которых было сохранено апостольское преемство рукоположения, но вероучение их в некоторой степени уклонилось от Православного. Таинства Крещения и Миропомазания таких церковных сообществ считаются действительными и в лоне Православной Церкви.

Хочется надеяться, что со временем догматические препятствия с нашими армянскими братьями во Христе удастся преодолеть и многовековой церковный раскол будет уврачеван.

Ирина Праслова



Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте или Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ВОДОЛЕЙ: гороскоп на 2011 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Водолей - гороскоп 2011 - что готовят звезды в новом году? Любовь, отношения, карьера, бизнес, здоровье - основные тенденции в грядущем году....

20 04 2019 9:10:46

Рунические талисманы и обереги - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Руны можно чертить на любом предмете, изготовленном из естественных материалов - дерева, глины, металла, камня. В древности их выкладывали из гладко обстру...

19 04 2019 19:27:29

Стихия Земли – год Кабана Свиньи 1959 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

год свиньи кабана 1959 2019 гороскоп по восточному календарю стихия Земли...

18 04 2019 8:45:31

Календарь стрижек: февраль 2013 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Удобный гороскоп стрижек на февраль 2013 года - благоприятные периоды и дни для стрижки и окрашивания волос....

17 04 2019 14:35:51

Календарь стрижек: июль 2012 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Удобный календарь стрижек на июль. Когда лучше стричь волосы и делать депиляцию....

16 04 2019 3:22:10

Суеверия в Церкви и предрассудки наших современников |

Суеверия в Церкви и предрассудки наших современников. На первый взгляд кажется, что проблема предрассудков и суеверий решается до банальности просто: скаже...

15 04 2019 10:50:54

Восточный гороскоп: год Кролика (Кота) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Год кролика - еще называют годом Кота. Люди рожденные в этот год обладают интересным характером......

13 04 2019 3:56:22

Почему над усопшими младенцами не читается разрешительная молитва |

Почему над усопшими младенцами не читается разрешительная молитва Обратимся к определению Таинства Крещения: « Крещение есть таинство, в котором крещаемый......

11 04 2019 19:12:23

Энциклопедия демонических существ - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Душа человека - это истинная частица Бога. Так утверждает книга " Тания", основополагающий труд хасидизма Х А Б А Д. Ту же мысль мы можем найти и в других велич...

10 04 2019 8:32:24

Гороскоп на 2017 год Рак - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что в будущем ждёт Раков: гороскоп на 2017 год для этого знака зодиака. Изменения в личной и семейной жизни, карьерные перспективы и финансовые ожидания, а также возможные проблемы со здоровьем....

09 04 2019 2:22:42

Стихия Металла – год Петуха 1981 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Секреты и тайны стихии Металла в характере людей, родившихся в 1981 год Петуха!...

08 04 2019 11:40:27

Календарь стрижек: ноябрь 2011 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Как лучше стричь волосы в ноябре подскажет календарь стрижки на ноябрь 2011. Лучше избежать опасных дней и воспользоваться благоприятными периодами для стрижки и окрашивания....

07 04 2019 21:21:53

Как чистить камни. Очищение камней - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Прежде чем использовать камень, его надо энергетически и информационно очистить при помощи огня или воды. Обычно их чистят перед тем, как начинают носить (...

06 04 2019 17:28:15

Духовник и психолог - в чем разница?

Духовник и психолог - в чем разница? Читайте об этом на " Дышу православием". Миссионерский православный портал...

05 04 2019 18:50:56

Гороскоп на 2019 год для Весов | Эзотерика

Отвечая на вопрос, какой по гороскопу 2019 год для Весов, следует отметить, что покровительствовать этому знаку будет планета справедливости Эрида. Она позволит...

04 04 2019 15:48:24

Стихия Огня – год Быка 1997 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Стихия огня в жизни людей рожденных в год огненного быка 1997 по восточному гороскопу...

03 04 2019 16:56:21

Синдром Дауна - Мифы о детях с синдромом Дауна |

Синдром дауна - Мифы о детях с синдромом дауна. Многие семьи знают об этой проблеме не понаслышке. Каждая семья в ожидании малыша не может не...

02 04 2019 22:28:52

Семисвечник - что символизирует семисвечник? |

Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник...

01 04 2019 10:19:55

Клевета - как по-христианки на нее реагировать? |

Клевета - как по-христианки на нее реагировать? Клевета, как никто другой от нее пострадал святитель Иоанн Златоуст. Он претерпел опалу и ссылку, обвиненный...

31 03 2019 16:37:27

✩ Лев: гороскоп 2019 ✩ каким будет 2019 год для Львов?

Каким будет 2019 год для людей, родившихся под знаком Льва. Любовный гороскоп, карьера, состояние здоровья, прибыль - чего ждать Львам в 2019 году....

30 03 2019 23:41:40

НИБИРУ и 2012 год. СМЕНА ЭПОХ - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Еще одна интересная гипотеза о Планете Х, 2012 годе и Смене Эпох, которая заслуживает внимания... Мишель Нострадамус, " Х ХI век" (" Центурии", 1555 год). " Гр...

28 03 2019 0:10:32

СЕКСУАЛЬНАЯ МАГИЯ - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Сексуальную магию не следует путать с сексуальными ритуалами. Ниже приводится краткий обзор примеров использования сексуальной и любовной магии. В одной ан...

26 03 2019 23:34:42

Гороскоп на 2019 год для Львов | Эзотерика

Лев — царственный зодиакальный знак. Какой по гороскопу 2019 год для него? Весьма необычный. Солнце — небесный покровитель Львов — займет лидирующую позицию на...

25 03 2019 21:16:30

Стихия Дерева – год Быка 1985 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Год Быка 1985 под стихией Дерева - характер и привычки рожденных в это время людей...

23 03 2019 10:48:45

Восточный гороскоп: год Змеи - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Самые интересные факты про людей, родившихся в год Змеи! Узнай прямо сейчас!...

22 03 2019 7:19:54

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.